Святые о посте

Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.

ЧАДО БОЖИЕ!

«ДА ПОСТИТСЯ УМ ТВОЙ ОТ СУЕТНЫХ ПОМЫШЛЕНИЙ; ДА ПОСТИТСЯ ВОЛЯ ТВОЯ ОТ ЗЛОГО ХОТЕНИЯ; ДА ПОСТЯТСЯ ОЧИ ТВОИ ОТ ХУДОГО ВИДЕНИЯ; ДА ПОСТЯТСЯ УШИ ТВОИ ОТ СКВЕРНЫХ ПЕСНЕЙ И ШЕПТАНИЙ КЛЕВЕТНИЧЕСКИХ; ДА ПОСТИТСЯ ЯЗЫК ТВОЙ ОТ КЛЕВЕТЫ, ОСУЖДЕНИЯ, ЛЖИ, ЛЕСТИ И СКВЕРНОСЛОВИЯ; ДА ПОСТЯТСЯ РУКИ ТВОИ ОТ БИЕНИЯ И ХИЩЕНИЯ ЧУЖОГО ДОБРА; ДА ПОСТЯТСЯ НОГИ ТВОИ ОТ ХОЖДЕНИЯ НА ЗЛОЕ ДЕЛО».

Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.

Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов – покаяния, воздержания и смирения – и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху – райское сияние на земле.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)



Святитель Игнатий Брянчанинов: «Глава добродетелей – молитва;их основание-пост.        

Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней.

Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности, есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия, и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.»


О ПРОИСХОЖДЕНИИ 40-ДНЕВНОГО ПОСТА

Святитель Тихон Задонский: «Христос по крещении изведен был духом в пустыню, и сорок дней постился. (Евангелие от Матфея 4 глава)

Подражая Христу, Церковь святая содержит повсегодно Четыредесятницы пост, который всегда бывает перед праздником святыя Пасхи. Христос, по исполнении сорокодневного поста трикратно от диавола искушаем был, являя, что всякому, приступающему работать Господу, следует искушение; и победил искусителя, показуя нам образ, да и мы, взирая на Него, яко Подвигоположника и Начальника, подвизаемся, и побежденного от Него сатану силою и благодатию Его божественною побеждаем.»


Святитель Феофан Затворник: «Господь постился, апостолы постились, и все  святые  Божии  держали строгий пост,   так  что,  еслиб   дано было нам обозреть обители райские, мы   не   нашли  бы   там   ни   одного, кто  бы чуждался поста».

Господи помилуй

Господи помилуй


ПОСТ ТЕЛЕСНЫЙ И ДУШЕВНЫЙ

Святитель Тихон Задонский:  “Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития: душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов”

1.ПОСТ ТЕЛЕСНЫЙ

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Мы уклоняемся от употребления мяс не потому, чтобы считали их нечистыми, но потому, что они производят особенную дебелость во всем нашем составе, препятствуют духовному преуспеянию… Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; …при употреблении ея слабее действуют страсти…

     «Если удержишь чрево, сказал Василий Великий, то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти». Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние страстное».


 

Блаженный Августин: “Если вас спросят; для чего вы поститесь и мучите себя? Отвечайте: бешенную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою”.

Господи помилуй

Господи помилуй


Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси:  «Чистота сердечная немыслима без обуздания плоти. Она не может быть там, где потворствуют плоти, где творят что ей угодно; плоть не приучена к повиновению, а, напротив, привыкла к сластолюбивой изнеженности, ослабляющей и подавляющей духовные силы. Можно ли победить плотские похоти и страсти, не исторгнув самого корня их сластолюбия, не отказав своей плоти в прихотливом ее требовании известной пищи? Можно ли стать выше соблазнов и искушений, если у нас нет настолько силы воли, чтобы отказать себе в каком-нибудь лакомом куске? Конечно, нет. «Кто,-говорит св. Иоанн Дамаскин, — не привык обуздывать свое чрево, тот не начал никакой добродетели»»


2.ПОСТ ДУШЕВНЫЙ

Святитель Тихон Задонский: “Истинный бо и прямый пост есть воздержание от всякого зла. Аще убо хощеши, христианине, чтобы тебе пост полезен был: то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему: наложи злым мыслям и прихотям твоим…

Изрядный постник есть, кто удерживает себе от блуда, прелюбодеяния и всякия нечистоты.   Изрядный постник есть, кто воздерживает себе от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание, и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом: добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианине, пост душевный!


Святитель Василий Великий:

«Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако не перестает грешить».


Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси: «У нас многие не только не соблюдают пост, как блюли наши предки, но еще и стараются доказать, что не нужно поститься. Говорят: «Разве Господь нуждается в том, чтобы человек недоедал и голодал?». Конечно, пост не нужен для Бога, как не нужны для Него и наши молитвы, и наши добрые дела. Как Существо всесовершенное, Он «и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все». (книга Деяний святых апостолов 17 глава, 24 стих). И наши молитвы, и наши добрые дела нужны не для Господа, а для нас. Ими мы стараемся угодить Богу, выражаем свою любовь и преданность Ему».

 

Просмотров : (104)